Битумно-резиновая мастика

Битумно-резиновая мастика

Битумно-резиновая мастика — это многокомпонентная масса, состоящая из нефтяного битума (или смеси битумов), наполнителя и пластификатора. Основное назначение битумно-резиновой мастики — изоляция подземных стальных трубопроводов и других сооружений с целью защиты их от почвенной коррозии. Также можно использовать для гидроизоляции фундаментов.

Кроме того, мастикой можно заделать текущую крышу или сделать антикоррозионную и антишумовую обработку автомобиля (но это уже не имеет отношения к фундаментам).

Преимущество мастики перед обычным битумом заключается в сроке службы (у битума этот срок 5-6 лет, а у битумно-резиновой мастики достигает 25 лет).

Марки битумно-резиновой мастики

Если мастика изготавливается согласно ГОСТ 15836-79, то она должна соответствовать определённым в ГОСТе требованиям. В частности, мастика должна быть упакована в бочки или бумажные мешки с внутренним покрытием, препятствующим прилипанию мастики к таре.

По соглашению с потребителем допускается отгрузка мастики в бумажных мешках без покрытия.

На каждом упаковочном месте должна быть прикреплена этикетка или поставлен несмываемый штамп, в котором указывается:

  1. Наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель.
  2. Наименование предприятия-изготовителя и его адрес.
  3. Марка мастики.
  4. Номер партии.
  5. Дата изготовления мастики.
  6. Обозначение стандарта.

Изготовитель должен гарантировать соответствие битумно-резиновых мастик требованиям стандарта и сопровождать каждую партию мастики документом, в котором должно быть указано:

  1. Наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель.
  2. Наименование предприятия-изготовителя и его адрес.
  3. Марка мастики.
  4. Номер партии
  5. Размер партии
  6. Дата изготовления мастики.
  7. Результаты испытаний
  8. Обозначение стандарта, согласно которому изготавливается мастика.

Мастика в зависимости от температуры размягчения подразделяется на марки: МБР-65, МБР-75, МБР-90 и МБР-100. Основное отличие разных марок — это температура окружающей среды, при которой можно наносить мастику. Значения температуры приведены в таблице.

Марка мастики Температура окружающего воздуха при нанесении мастики, °С
МБР-65 от +5 до -30
МБР-75 от +15 до -15
МБР-90 от +35 до -10
МБР-100 от +40 до -5

Поскольку с мастикой обычно работают в тёплое время года, то наибольшим спросом пользуется мастика МБР-100 (и производители в основном изготавливают мастику именно этой марки).

Состав битумно-резиновой мастики

Мастика состоит из нескольких компонентов:

  1. Битум нефтяной строительный (ГОСТ 9812-74) или битум нефтяной для изоляции нефтегазопроводов (ГОСТ 6617-76).
  2. Резиновая крошка из переработанных автопокрышек.
  3. Масло зелёное — пластификатор и антисептик. В качестве пластификатора могут быть использованы другие масла, такие как осевое масло, трансформаторное масло или полидиен.

Количество того или иного компонента зависит от марки мастики. Ниже в таблице приведены соотношения компонентов в различных марках мастики.

№ п/п Наименование компонента Содержание компонентов в мастике, % по массе
МБР-65 МБР-75 МБР-90 МБР-100
1 2
1 Битумы нефтяные строительные или нефтяные для изоляции

нефтегазопроводов

БН-70/30 (БНИ-IV) 88 88 93 45
БН-90/10 (БНИ-V) 45 83
2 Резиновая крошка из амортизированных автопокрышек 5 7 7 10 12
3 Масло зеленое — пластификатор 7 5 5

Мастика МБР-100(2) — это антисептированная мастика.

Дроблёная резина (утилизированные автопокрышки) и другие компоненты должны соответствовать требованиям, указанным в стандартах. Резиновая крошка должна быть диаметром не более 1 мм (такой крошки в общей массе должно быть не менее 96%, и лишь 4% допускается диаметром 1,5 мм).

Как сделать битумно-резиновую мастику

Технология изготовления битумно-резиновой мастики довольно проста. Все компоненты известны, остаётся только смешать их.

Мастику приготовляют путем непрерывного смешивания компонентов при температуре 180-200 °С (в полевых условиях) или при температуре 200-230 °С (в заводских условиях) в течение 1,5-4 ч.

Наполнитель (резиновую крошку) в просушенном и разрыхленном виде добавляют в расплавленный и частично обезвоженный битум.

Пластификатор вводят в мастику перед окончанием ее варки, тщательно перемешивая всю массу до однородного состояния.

Как видите, сделать мастику самому вполне возможно. Единственный вопрос — где взять резиновую крошку. Как вариант — напилить напильником из старых покрышек (шутка).

Конечно, сделать мастику можно самому. Но это довольно трудоёмкий процесс. И, разумеется, лучше и надёжнее (да и безопаснее — всё-таки изготавливается мастика при высоких температурах) купить готовую. Тем более, что цены не такие уж и высокие.

Используемые источники:

  1. ГОСТ 15836-79. Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия.

Читайте также:

Добавить комментарий